О «Гуру-крипе»

Приветственное слово организаторов

Сотрудничество преданных – это очень большое желание Е.М. Чайтанья Чандра Чарана прабху. С этой целью был создан ретрит учеников «Гуру-крипа», который проводится с 2008 года. Е.М. Вайкунтха Прия прабху – преданный, который вместе с первыми учениками Гуру Махараджа стал проводить подобные ретриты. Первый ретрит прошёл в 2008 году в Поповке. Сейчас «Гуру-крипа» проводится уже несколько раз в год в разных странах.

Уникален формат ретрита, где всё-всё направлено на служение Духовному учителю, а также собрана команда организаторов из разных регионов. И поскольку Гурудев неоднократно говорил о том, что хотел бы видеть подобные ретриты и в других местах, где проживают его ученики, то важно, чтобы в российских городах и за границей проявились преданные, готовые взять на себя это служение.

В связи с этим мы запускаем серию интервью с организаторами ретрита «Гуру-крипа», чтобы максимально передать не просто опыт проведения крупного масштабного вайшнавского мероприятия, а опыт создания уникальной духовной атмосферы служения, тотальной заботы и семьи, которую из года в год отмечают все участники ретрита. В команду организаторов входит несколько десятков преданных, а их идейными вдохновителями и координаторами являются Е.М. Вистара прабху (г. Москва) и Е.М. Эката прабху (г. Санкт-Петербург).

История «Гуру-крипы». Интервью с организатором Е.М. Вистарой прабху

Как возникла идея ретрита «Гуру-крипа», почему была выбрана такая концепция – организация совместной командой из двух городов?

Изначально идея ретрита возникла ещё в 2008 году. Тогда её реализовывали преданные под руководством Е.М. Вайкунтха Прии прабху. Второй импульс к развитию ретрит получил в 2013 году, когда мы с Экатой прабху встретились на одном из фестивалей. Мы обсуждали с ним различные аспекты заботы об учениках и, в частности, такой вопрос, что хорошо бы ученикам из разных городов научиться сотрудничать между собой. Наш духовный учитель постоянно просит своих учеников сотрудничать. Из этой идеи выросло желание провести ретрит для учеников Питера и Москвы и совместно его организовать. Так родилась обновлённая концепция, идеология. А когда она уже перешла в стадию реализации, это стало интересно не только московским и питерским ученикам, но и преданным из других городов.

Как взаимодействовали между собой преданные из разных городов?

Очень долго, почти пол года, чуть ли не ежедневно мы общались с Экатой прабху и между собой прорабатывали все детали будущего ретрита. Обсуждали, выстраивали концепцию до мелочей. После того, как все утвердили между собой, стали рассказывать преданным. Определили необходимые департаменты и стали набирать команду. В каждом департаменте два руководителя: один из Москвы, второй из Санкт-Петербурга, и оба на равных условиях. И, соответственно, когда мы начали приглашать преданных, то сразу представляли им разработанную концепцию. Если они вдохновлялись, то входили в команду.

То есть изначально был посыл от двух лидеров и набиралась команда? Не было такого, что собирались, решали голосованием какие-то вопросы?

Перед тем, как создавать команду, мы согласовали всё с духовным учителем. Получили его благословения и начали конкретную подготовку. Когда сформировали департаменты, то с каждым из них провели серию встреч. В основном, это были созвоны в скайпе, где мы ещё раз проговаривали основную идею и главную цель ретрита – сотрудничество учеников. Объясняли, что мы будем делать ретрит совместно, обсуждали, как это делать эффективно.

Мы, как координаторы процесса, старались давать полную свободу руководителям департаментов: они сами думали, предлагали идеи. Но при этом мы были в курсе того, что они планируют.

То есть с одной стороны была свобода, а с другой стороны – контроль?

Скорее, не контроль, а координация. Контроль – это не совсем правильное слово, мы его избегаем. Мы координаторы, наша задача – объединить усилия всех департаментов, чтобы на выходе получился хороший качественный ретрит, где все участники будут счастливы. При этом преданные свободны в своем творчестве. Конечно, какие-то вопросы решались через нас: как взаимодействовать, разные организационные шероховатости.

Подготовка ретрита у нас обычно занимает полгода. Начинаем зимой, а летом выходим на финишную прямую.

С 2014 года изменился состав департаментов?

Он поменялся, но не значительно. Первый опыт был настолько удачным и вдохновляющим, что организаторы в последний день ретрита сказали, что хотят ещё. Сначала мы думали, что это будет ежегодно. А потом Гуру Махарадж сказал, что один год он будет в нашей части России, другой год – в восточной части России (Сибирь, Дальний Восток). Часть организаторов поменялась, но по вопросам, не связанным с энтузиазмом и желанием служить: кто-то занят, а кто-то уехал далеко и не может. А так на 90 % состав команды остался тот же.

Люди, которые служат в одном департаменте, насколько взаимодействуют между собой вне ретрита? Есть ли какая-то дружба между организаторами?

На мой взгляд, мы хорошо сдружились. После первого ретрита Эката прабху произнёс легендарную фразу в итоговом видео-ролике, что границ между Питером и Москвой, по крайней мере, среди учеников Е.М. Чайтаньи Чандра Чарана прабху, нет. Мы подружились и регулярно общаемся друг с другом. У нас очень тёплые отношения.

Это удивительно! Для меня это наиболее ценная, сокровенная вещь. У нас не получается, конечно, собираться полностью всей командой между ретритами, в течение двух лет. Ведь те, кто является организатором, также заняты служением на своих местах. Но дружеский обмен постоянно продолжается.

Можно ли сказать, что дружеские отношения являются основой для организации такого мероприятия? Важно, ли чтобы отношения были постоянными?

Интересный вопрос. На мой взгляд, это не является основой для качественной организации. Но это помогает и сплачивает. Когда мы начинали, у нас не было отношений. Большую часть питерских учеников мы увидели вживую на ретрите. Однако после интенсивного сотрудничества нам захотелось общаться чаще. Я думаю, с точки зрения менеджмента, это не является необходимым условием. А вот с точки зрения создания духовной атмосферы и сотрудничества в сознании Кришны это очень важный момент.

Вы начинаете готовиться к ретриту за пол года. Что это в себя включает, как в целом проходит организация такого масштабного мероприятия?

В целом, на организацию ретрита достаточно пары месяцев. Наверное, даже за месяц можно, если команда слаженная. Мы же начинаемся за полгода, потому что нам нужно открывать регистрацию, которая стартует, как минимум, за четыре месяца до начала ретрита. Регистрация это большое направление, и оно активно работает следующие шесть месяцев: мы думаем, как размещать преданных, на каких условиях. Сама регистрация идёт фоном вплоть до начала ретрита.

Есть ли какой-то фонд ретрита, за счет которого оплачивается аренда базы или все идет только за счет регистрационных взносов?

Это важный и довольно непростой вопрос деньги. Сперва мы заключаем договор аренды с базой и определяем примерную стоимость других затрат: на продукты, на цветы и на остальное необходимое. Конечно, всегда появляется не учтённые расходы, хотя это не какие-то там критические суммы. У нас в команде есть замечательный преданный Кришна Каранам прабху, он финансовый директор ретрита. У него природа такая: умеет считать деньги и правильно с ними взаимодействовать. После того, как составлена расходная часть, мы определяем, какой будет взнос с участника. Также мы обязательно планируем какой-то запас, это некая подушка безопасности в случае форс-мажоров. А также это вклад в будущие ретриты. Такой фонд нужен обязательно. Практически все опытные организаторы рано или поздно к этому приходят. Вся прибыль, которая приходит с ретрита, делится пополам: половину жертвуем Гуру Махараджу, половину оставляем в этот фонд.

То есть каких-то пожертвований от спонсоров нет?

У нас есть такая опция, мы открыты к любым предложениям. Однако на моей памяти не было ни одного спонсора. Просто каждый участник вкладывает свою энергию в виде лакшми.

Как идет подготовка после того, как сделан весь финансовый расчет и открыта регистрация?

Мы собираем команду и начинаем общаться с департаментами. Узнаём, готовы ли они в этом году что-то делать, какой положительный опыт был с прошлых разов, что надо улучшить, а также хватает ли ресурсов и времени, нужны ли помощники в команду. С Экатой прабху также постоянно на связи: думаем, что можно улучшить, нужно ли менять концепцию. Однако с первого ретрита концепция практически не менялась.

Какие есть особенности концепции и какие могут быть изменения?

Например, у нас нет рекламы, хотя на каких-то вайшнавских мероприятиях она присутствует. Практически нет лой-базара. У нас есть два постоянных партнёра: издательство “Философская книга” с и матаджи Ситамаи из Питера с минимальным набором товаров: четки, дхоти, сари, благовония и прочее.

Это чтобы во время лекций никто не ходил по рынку?

Да, чтобы сознание не размывалось, чтобы все было направлено на Гуру Махараджа. Кроме того, мы не приглашаем почётных гостей. Старшие ученики, которые дают лекции на ретрите, они так же участники участники ретрита, как и остальные. Здесь все на равных условиях. Есть и другие моменты, которые нас отличают от других фестивалей.

Руководители департаментов заранее полностью продумывают стратегию служения. Примерно за месяц мы выходим на финишную прямую и уже знаем, сколько будет участников. Соответственно, рассчитываем прасад, размещение, уборку, программу. В последний месяц с каждым департаментом у нас активное общение, согласовываем все детали.

Команда организаторов заезжает за день до начала ретрита. Это очень важно для того, чтобы мы были в правильном умонастроении. Мы размещаемся, общаемся, проводим духовную программу: гуру-пуджа, лекции с настройками на преданное служение. Нам важно находится в осознании слуги. Что мы не организаторы никакие, не лидеры, а мы приехали сюда, чтобы послужить большому количеству учеников.

Вот это для нас было самое сложное. Есть преданные, которые имеют организаторскую природу, они к этому склонны. Они помогали, отдают свою энергию и вроде все получается хорошо. Но при этом после первых двух ретритов был эффект выгорания преданных. И очевидно, что это вопрос умонастроения. Мы даже специально просили помочь нам, общаясь с организаторами украинского фестиваля Бхакти-сангама, чтобы они поделились своим опытом: какое должно быть умонастроение на фестивалях, как должны организаторы планировать свое служение, чтобы не выгорать. И украинские преданные дали очень ценные наставления. Одно из них – это как раз собираться заранее: знакомиться, проговаривать какие-то организационные моменты, проигрывать ретрит виртуально. Очень важно, что мы настраиваемся на преданное служение.

Сложность была в том, что лидерское мышление не давало настроиться на волну служения?

Любой ретрит или фестиваль это всегда режим стресса или кризиса для организатора. Как бы ты тщательно ни готовился и идеально всё ни планировал, обязательно что-то будет не так. И тебе придётся в краткие сроки принимать ответственные решения. Это очень тяжело. Особенно, когда идёт работа с людьми.

И когда возникает такая стрессовая ситуация, то каждый неосознанно начинает действовать так, как привык. А привыкли мы материальным образом: я начальник, как сказал так и делай, и всё, не обсуждается. Или идет игнорирование, подавление – все эти материальные способы управления. Из-за этого возникают апарадхи, которые губят духовную жизнь, и также наступает выгорание, когда я хочу контролировать, но не могу, начинается кризис в сознании. Человек эмоционально выгорает. Чтобы этого избежать, нужен какой-то опыт подобного служения. Также очень важно правильно начать: необходимо войти в это настроение слуги и осознать, что только по милости вайшнавов я выполняю какую-то лидерскую роль. Это просто милость. Если в таком настроении действовать, то можно минимизировать риски кризиса.

Как происходит процесс координации на самом ретрите?

В процессе самого ретрита мы собираемся дважды в день. Один раз утром это организационное собрание, планерка: проговариваем детали, что у нас будет, увязываем технические моменты. Менеджерское собрание, в общем. Оно обязательно для всех организаторов.

А по вечерам у нас собрание неформальное: мы собираемся за чашкой чая, за пирожком. Кто может, кто хочет приходит и просто общаемся, кто-то делится реализациями. Это очень важно, чтобы не было перекоса в менеджерство. Важно немного разгружаться эмоционально. Также устраиваем бани для организаторов – отдельно для мужчин и для женщин.

Мы с Экатой прабху, как координаторы ретрита, в течение мероприятия внимательно наблюдаем за руководителями департаментов. Общаемся с ними, спрашиваем: как всё получается, как дела, где помощь нужна? Если мы видим, что у преданного глаза потухли или он чересчур напряжен, то мы пытаемся поддержать, при необходимости даем отдохнуть. Например, говорим: почитай джапу, сегодня не приходи, завтра придёшь, восстановись.

Это наше служение на ретрите. Со стороны координаторов основная подготовка идет до мероприятия. А здесь мы, в основном, отслеживаем, насколько в ресурсе наши руководители. Если они полные энтузиазма, в экстазе, то мы просто счастливы. Если нужна наша помощь, то мы включаемся.

Ощущаете ли вы либо другие преданные духовный прогресс в своих ятрах после организации такого большого мероприятия?

Ретрит «Гурукрипа» это глубинный опыт. Здесь каждый, кто приезжает, получает духовное благо. А те, кто его организовывает, интенсивно служат, предаются. Взаимоотношения со Святым Именем, духовным учителем, вайшнавами углубляются в десятки раз. За такое короткое время, всего за 7-9 дней, мы получаем бесценный опыт. Преданные потом делятся, что на протяжении года этот опыт их поддерживает. Остается это ощущение сотрудничества, предания, милости Кришны. Я по себе могу сказать, что я, в первые дни после ретрита, просыпаясь, явно чувствовал присутствие Кришны.

Первый ретрит был проведен на голом энтузиазме. Так как Гуру Махарадж лишь недавно стал принимать учеников, то мы, в основном, неофиты. Много энтузиазма, но мало реального опыта духовной жизни. Тогда мы были полны вдохновения и энергии и столкнулись с вещами, о которых не подозревали. Но, по милости Гуру Махараджа, справились, преодолели все сложности и укрепились в вере. Следующий ретрит был уже более осознанным, добавился опыт. Этот ретрит мы уже планировали уверенно, но, на удивление, он оказался потяжелее с точки зрения организации.

Наверное, потому что вы планки подняли?

Да, это влияет. Другая причина в том, что практически все организаторы также активно заняты служением в своих ятрах. Чем серьезнее преданный, тем больше он загружен преданным служением. Поэтому было сложнее включиться, выделить время на ретрит. Стало меньше юношеского энтузиазма, у всех есть серьезная ответственность в основном служении.

Какие самые важные моменты, на ваш взгляд, необходимо знать преданным, которые хотят организовать большое мероприятие? Ретрит учеников или какие-либо другие крупные вайшнавские события, чтобы поддерживать проповедническую миссию и дух сотрудничества?

Я недавно был на обучении для лидеров у Е.М. Гопал Бхатты прабху. Он успешный бизнесмен, миллионер, в Джи-Би-Си отвечает за стратегическое развитие ИСККОН. В рамках обучающей программы в Москве он объяснял, как правильно организовать большие проекты и организации. В том числе и ИСККОН. С большой радостью я осознал: наш подход в организации «Гуру-крипы», во многом совпадаем с тем, что говорил Гопал Бхатта прабху.

В начале любого большого проекта важно сделать три вещи. Причём, они должны быть в правильной последовательности.

Первое: нужно, понять, что мы хотим сделать. Должна быть какая-то идея, которая не будет давать покоя. Может быть, она охватит небольшое количество людей – нужны один-два лидера, которые захотят ее воплотить в жизнь. За любым успешным проектом стоит личность. Все начинается с личности.

Второе: они должны собрать вокруг себя команду, которая будет разделять их стремление.

Третье: с командой нужно до деталей прояснить, что и как мы будем делать вместе. Это называется совместное видение.

Эти три шага обязательны. Если нет лидера, который горит идеей, то это будет либо долго, либо мучительно. Всегда должен быть источник, который заряжает остальных. В то время как материальная энергия будет стягивать нас вниз. Какие бы мы искренние не были, все равно нас стянет вниз.

Поэтому нужен лидер, который будет давать импульс. Если же нет команды, то один лидер ничего не сделает. Он, конечно, может начать, но в итоге просто выгорит. Команда нужна обязательно, и те, кто в нее входят, должны разделять умонастроение лидера. Иначе кто-то один, кто не принимает идею, может разрушить все. Так работают законы командообразования: мы все равны, но кто-то отвечает за всю команду, и его понимание цели должно поддерживать всех остальных. Потому что когда мы приступим к практической реализации проекта/фестиваля/ретрита, мы столкнёмся со множеством деталей и придется принимать решения. И если, например, мы не обсудили, как это делать, то это может создать напряженность, разрушить атмосферу. Или затормозить процесс, снизить эффективность подготовки. Такое общее видение вырабатывается через общение.

Что даёт «Гуру-крипа»

Е.М. Вистара прабху (г. Москва)
Ретрит «Гуру-крипа» это глубинный опыт. Здесь каждый, кто приезжает, получает духовное благо. А те, кто его организовывает, интенсивно служат, предаются. Взаимоотношения со Святым Именем, духовным учителем, вайшнавами углубляются в десятки раз. За такое короткое время, всего за 7-9 дней, мы получаем бесценный опыт. Преданные потом делятся, что на протяжении года этот опыт их поддерживает. Остаётся это ощущение сотрудничества, предания, милости Кришны. Я по себе могу сказать, что в первые дни после ретрита, просыпаясь, я явно чувствовал присутствие Кришны.

Отзывы

Пандава Прия дас, Киев, Украина

Ретрит учеников Его Милости Чайтанья Чандра Чарана прабху — это особое мероприятие, которое выделяется среди всех. На них всегда царит семейная и дружная атмосфера. Мы с женой уже три года ездим на них в Беларусь. И каждый раз я удивляюсь тому, как преданным совершенным образом удается совместить менеджмент и духовную составляющую. У организаторов этих ретритов есть, чему поучиться. Для меня всегда большая радость быть чем-то полезным, занимать себя там служением. Когда мы едем туда, я всегда уверен, что меня ждёт море вдохновения, радости и счастья. И счастье это начинается ещё в автобусе, когда мы все дружно едем из Украины.

Гопи Нандини деви даси, Запорожье, Украина

Общение с Гурудевом — это событие, которое не забывается никогда… Событие, происходящее в атмосфере любви и радости в кругу близких тебе и родных учеников — это просто неописуемые эмоции. Мне кажется, то что происходит на наших ретритах, похоже на отношения в духовном мире и жажда продолжать общаться с Гуру в кругу любимой духовной семьи не ослабевает, а только крепнет. Спасибо, дорогой Гуру Махарадж, что привели меня сюда и искренне молю Вас оставить меня в этой семье навсегда, несмотря на мой критический ум, вожделение, гордость, зависть, заносчивость, жадность и невежество. Прошу тебя, дорогая семья, помочь мне избавляться от этих анартх и оскорблений, чтобы помогать Гуру и Его преданным вести всех нас к Кришна Преме и не останавливаться на этом пути. Идём до конца, во что бы то ни стало! Джай Гурудев!

Бхактин Снежана Минкова, Киев, Украина

Милость духовного учителя безгранична! Особенно ярко и остро это понимаешь и чувствуешь именно в кругу семьи на ретритах учеников, когда все находятся в одном умонастроении и даже воздух наполнен духом служения лотосным стопам Гуру! В присутствии Гуру махараджа наконец-то замолкает моё ложное эго, и единственным желанием остаётся следовать его наставлениям, вкушать этот бесконечный поток нектара! Боль разлуки терзает сердце, а предвкушение новой встречи вдохновляет и даёт возможность летать на крыльях!

Благодарности

Е.М. Сварупа Говинда прабху, координатор департамента раздачи прасада

С Лакшмипати прабху мы в первый раз познакомились на раздаче в Майапуре, на Вьяса-Пудже Гуру Махараджа. И сразу в одно мгновение поняли, что нам нужно раздавать прасад на «Гуру-крипе». Подошли к старшим, и они с удовольствием нам дали эту возможность служить преданным.

Что очень меня вдохновило и поразило в организации, так это то, что мы начали общаться за два месяца до фестиваля. Прежде всего, старшие преданные организаторы этого фестиваля Вистара прабху и Эката прабху организовали скайп-конференцию на два часа. Затем мы с Лакшмипати прабху на протяжении полутора месяцев постоянно созванивались в вотсапе, буквально планировали каждый фестивальный день. Это был довольно серьезный подход, также мы сотрудничали со всеми департаментами . И очень большой плюс был в том, что взаимодействовали два города. Это бесценный опыт, очень чувствуется семейная атмосфера! Именно из-за этого рождались новые идеи. Так, например, появились тележки для ведер с прасадом. Даже не просто тележки там были бортики для вёдер, чтобы они не скатывались.

Ваше письмо успешно отправлено
Благодарим Вас за обращение!
Мы свяжемся с Вами в течение 2-х дней.
Хотите поделиться обратной связью, идеями и предложениями?
Напишите нам письмо
Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю, что ознакомлен (-а) и соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Соглашением об обработке персональных данных»